Пишите письма


   п о и с к :
  

be number one
Никто не запрещает изобретать велосипед или открывать Америку заново. Тем более, когда это делается по собственному желанию. Поэтому мы решили внести свою долю в огромное наследие поттероманов, объединенное звучным заголовком:

Символизм в книгах о Гарри Поттере

Хотя нужна же какая-то "научная новизна" в нашей работе... Без нее никакого понту. Человек-новость Нуки первый же даст ссылку на почти идентичную работу. Поэтому пусть заголовок будет таким:

Символизм в книгах о Гарри Поттере. Проппаганда

Пьяный наборщик и косая клавиатура тут ни при чем. Это не опечатка. Сейчас поймете ;)

* * *

Одна из главных черт, привлекающих читателей к Поттериане - возможность уйти из повседневного мира в волшебный. Веселый паровозик уютненько домчит неофита в Хогвартс, а потом привезет обратно. Это даже лучше, что надо возвращаться - разительней контраст, и поэтому волшебный мир вдвойне желанней.

Чтобы, с одной стороны, объяснить себе и людям притягательность такого мира, а с другой - подхлестнуть разухабившееся воображение, создаются целые сайты и выпускаются книги о том, откуда взяла, что имела в виду и зачем вообще ввела каждую волшебную сущность в свои книги Джоан Роулинг. И ведь все как будто сразу становится ясно! Но не для всех...

Есть в мире люди, которые могут до полусмерти запугать себя чтением каких-нибудь "Семи Симеонов" или "Сивки Бурки" на ночь. И людям этим не по пять или десять лет. А в "Поттере" они всерьез боятся момента перехода из "Дырявого Котла" на Диагон-Аллею...

Не спешите давать таким людям направление в известное заведение. Чтобы вам стало еще интереснее, можем сказать, что большей частью это представители гуманитарных наук. И весьма часто среди этих людей попадаются культурологи... Вы все еще не догадались? Тогда слушайте.

Владимир Яковлевич Пропп для культурологов - что Грегор Мендель для генетики. А самая страшная книга у господина Проппа - "Исторические корни волшебной сказки". Это именно ее читатели видят в Иванушке-дурачке такие глубины, что от их созерцания дух перешибает. Нам даже как-то обидно стало: уж на что "Поттер" - волшебная сказка, а "по Проппу" ее еще не разобрали. Даже "по Фрейду" разобрали, а по классику сказковеденья - нет. Вот эту несправедливость мы сейчас и ликвидируем.

* * *

Со смерти и отлучки родителей начинаются очень многие сказки. Этим создается почва для беды. Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей (П., 22). О том, что Гарри Поттер - сирота, говорить, думаем, уже не надо, поскольку его сиротство разбирает практически каждая статья, посвященная Поттериане. Мы же перейдем к следующему аспекту существования Гарри. Среди запретов, во множестве налагаемых на героев в начале сказки, один из основных - запрет выходить из дому. Пропп выводит этот элемент из традиции запирать царских детей и самих царей, поскольку от царя зависело благополучие народа (царь управлял погодой, людьми, скотом), и его стремились уберечь (П., 23-26). Гарри, конечно же, сначала не выглядит даже чем-то приблизительно похожим на царя, но в дальнейшем не только не раз побеждает главного врага, но и становится, по сути, во главе добрых сил. В последней на данное время, пятой, книге "Гарри Поттер и Орден Феникса" мы даже узнаем мотивацию такого запрета из уст сказочного мудреца - Дамблдора - и она полностью совпадает с заявленной Проппом.

Возникшую в сказке беду нужно избыть, и обыкновенно это происходит так, что в руки героя попадает какое-нибудь волшебное средство. В репертуаре сказки очень много способов доставить герою это средство. Как правило, для этого вводится новый персонаж, и этим ход действия вступает в новый этап. Этот персонаж - даритель (П., 36). В славянской сказке канонический даритель - яга. В "Поттере" это - Хагрид.

Тесную связь сказки с обрядом инициации первым подробно разработал именно Владимир Яковлевич. Желающие ознакомится с этой интереснейшей работой, а также немного попугаться могут прочитать оригинал, а мы только вкратце перескажем, в чем состоял обряд инициации.

Этот обряд совершался при вступлении мальчика в период половой зрелости и, по сути, закреплял ее. Предполагалось, что во время обряда мальчик умирал, ритуально поглощаемый чудовищными животными, и воскресал уже новым человеком. Зачастую после воскресения ему давалось новое имя и ни он, ни его родственники якобы не узнавали его долгое время. Для обряда выстраивались сооружения (землянки, шалаши, избы, помосты) в виде животных, где вход обозначал пасть чудища. Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника, в строгой тайне. Мальчиков истязали (отрубали пальцы, выбивали зубы, жарили над огнем до полного выгорания всех волос на теле, варили, поливали кипятком, надрезали кожу, натирали глаза едким составом) - иногда символически, также проводили ритуальное изрубание на куски, а потом воскрешали. Также мальчик проходил школу охотника, ему сообщались тайны религиозного характера.

Начнем с того, что Гарри Поттер - мальчик, по возрасту явно претендующий на обряд инициации. Вот только нет у него ни отца, ни братьев, которые отвели бы его в лесную избушку, да и научили всему, что должен знать молодой шаман. На дядю Вернона надежды никакой - он Гарри скорее утопит. Если бы Гарри знал, где могила его родителей, он бы сходил и получил от отца дар - чаще всего - загробное животное - коня (П., 121). Но мальчик думает, что его родители погибли в автокатастрофе, а дядя Вернон, хотя он и принадлежит к тому же клану жены, что и старший Поттер (а надо сказать, что раньше, когда сказка еще была обрядом, инициацию и посвящение зачастую проводили родственники жены - клана, куда при браке уходил молодой человек (П., )), по врожденной жадности никаких тайн Гарри рассказывать не будет. Так что сказочнику приходится ввести нового персонажа - Хагрида.

Хагрид - герой довольно загадочный. А местами даже и страшный. Он - как и русская яга или индейский пеликан - страж на воротах на тот свет. Не надо пугаться. Это именно тот "тот свет", о котором вы подумали. Мир мертвых. Попасть в него - непростая задача. Обряд инициации как раз и предполагал временное умирание с целью научиться ходить на тот свет, чтобы приобрести мудрость и волшебные навыки (П., 72).

Итак, Хагрид через особые ворота проводит Гарри на тот свет. Но это слишком просто - просто пройти. Мертвые очень быстро распознают живых, и тогда живым нездоровится. Обычно мертвые живых распознают по запаху (П., 47). Отсюда и берет свое начало обычай Бабы Яги мыть (парить в баньке) Ивана - она смывает с него тот самый "русский", а иногда и просто "человечий" дух. Немаловажное значение имеет обрядовая пища - герой обязательно ест особую еду, которая подготавливает его к опасному путешествию (П., 49).

Что же происходит с Гарри? Сначала он отправляется на остров посреди моря - позднейшее переосмысление мотива мытья - а потом завтракает с Хагридом той едой, которую ему предлагает бородач. То есть имеется полная форма подготовки к переходу в иной мир.

Как и в случае с избушкой яги, которая поворачивается, открывая вход или в одну, или в другую сторону, стена за "Дырявым Котлом" - ворота на тот свет. Сила героя как раз и состоит в том, что он знает заклинание, открывающее эти ворота (П., 42) - как и в случае обряда инициации, Хагрид учит Гарри способу открывания этих ворот, чем, как мы видим, позднее Гарри не раз пользуется (см., например, кн.3).

Причем если в русских сказках герой должен умилостивить существ, живущих вокруг домика яги - ворот на тот свет (П., 45), то в более поздней по времени и по традиции сказке о Поттере мы видим тот же, но слегка измененный мотив. Так, перед непосредственным посвящением в тайну ворот между мирами Гарри вынужден пожимать руки многим ведьмам и колдунам, собравшимся в "Дырявом Котле". Мотив ублажения изменен, но легко узнаваем.

Правомерно теперь рассмотреть фигуру Хагрида. Поскольку он служит проводником в мир мертвых, он и сам должен быть мертвым.

Всмотримся в описание Хагрида: он описан огромным, "задевающим потолок". Возможно, здесь мы видим след древнего представления о том, что этот персонаж находился в небольшом, тесном для него помещении. Здесь легко узнается гроб. И только более поздняя традиция, исходя из его владычествующей роли, приписывает ему огромный рост.

Хагрид - хозяин леса. В "Поттере" он выступает лесником, но его власть над животными простирается далеко за пределы лесничих обязанностей. Это соответствует более поздней, чем яга, ступени развития общества - когда матриархат уже сменился патриархатом и властителем леса стал мужчина. Хагрид и есть более позднее его воплощение (П., 59).

Охранную роль Хагрида подтверждает также то, что Хагрид является хозяином трехголового пса. Такой пес - Цербер - хорошо известен в античной литературе. Он является охранителем входа в царство мертвых.

Также с Хагридом тесно связан другой древний образ, связанный со смертью - змей. Проппом показано, что образ змея (вместе с птицей - первоначальный образ души, смерти) позднее, соединяясь с птицей, образует стойкий образ дракона (П, 210). И в самом деле, Хагрид питает просто непреодолимую страсть к драконам, а некоторое время является и обладателем одного из них. Яга, как своим жилищем, так и словами представляется людоедкой (П.,46). Также и Хагрид в течение всей Потерианы, а в особенности во второй части ее, пытается откреститься от обвинения в людоедстве, которое людская молва (и небезосновательно) приписывает гигантам, от которых он произошел.

Вернемся к образу Хагрида как дарителя. Его дар впоследствии позволит герою достичь цели - победить врага или добыть невесту, как и дар яги. В старых сказках это кольцо, шарик, ширинка, гребешок, конь и т.д. (П., 84). Что же получает в дар Гарри?

Непосредственный дар Хагрида - сова. Согласно (П., 177) птица - самый древний образ души. Птица - единственное реально древнее существо, свободно проходившее между двумя мирами - миром мертвых и живых. Позже ее роль частично перебрал на себя змей, а при переходе к скотоводству - конь. Птица прочно ассоциируется со смертью и общением с потусторонним миром, потому что она может летать и проникать на небо. В "Гарри Поттере" это еще и белая сова. Белый цвет - цвет потустороннего мира (П., 147), а сова - ночное животное. То есть связь с тем светом в ее образе более чем явная. В дальнейшем Гарри не раз воспользуется ее услугами. То есть, как мы теперь понимаем, полученным в результате инициации (временном умирании) даром.

Надо сказать, что сову можно, да и нужно рассматривать не просто как дар, но как отражение древних тотемических верований.

Но сова - не единственное приобретение Гарри, полученное при содействии Хагрида. На Диагон-аллее он покупает волшебную палочку. Палочка в "Гарри Поттере" - один из главных атрибутов героя. Палочка создается в результате общения людей с землей и растениями. В древних верованиях через палочку, корешок, тросточку на людей, животных переносится жизненная сила растения (П., 166). Также можно усмотреть в палочке тот самый посох (позднее - палицу, дубину), который берет с собою герой, отправляясь в иной мир (П., 33).

После обряда инициации - сразу или через некоторое время - мальчик возвращался домой. Так и Гарри, пройдя обряд умирания (падания в иной мир) и получив там дары (тайные умения), на время возвращается домой, где ожидает времени, когда его новые знания и умения будут необходимы. Таким образом, начало сказки, как мы видим, полностью соответствует древней схеме, некогда развившейся на этапе упадка обряда инициации как временного умирания и возвращения посредством помощника-дарителя.

Ссылки даны по книге В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Науч.ред., текстологич. ком. и.В. Пешкова. - М.: "Лабиринт", 2002 - 336 с.

Главная ::  Комната Рона ::  Комната Джинни ::  Комната Близнецов ::  Комната Перси ::  Кухня ::  Чердачок ::  Ролевушка ::  Гостиная ::  Чат ::  FAQ ::  Ссылки     

Hosted by uCoz